ПОЛОЖЕНИЕ
о Конкурсе лучших учебно-методических разработок учителей по
преподаванию основ финансовой грамотности
Вводная часть
Актуальность проведения Конкурса опирается на начавшиеся в России в конце
80-х годов ХХ века преобразования в политической и экономической жизни, которые
показали необходимость не только роста экономической активности граждан, но и
повышения уровня их финансовой грамотности. Возникновение финансовых пирамид и
общая настороженность населения по отношению к рынку ценных бумаг обращают
внимание на опасность экономической неграмотности людей. Знание ключевых
финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку
грамотно управлять своими денежными средствами - вести учет доходов и расходов,
избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения,
ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами,
приобретать их на основе осознанного выбора, использовать накопительные и страховые
инструменты. Это влияет не только на деятельность отдельного человека и касается
конкретно его жизни, но и воздействует на процессы в экономике на уровне производства,
В конце 2006 года Президент РФ дал Правительству РФ, Центральному банку и
Ассоциации российских банков ряд поручений, призванных способствовать развитию
национальной банковской системы. А также поручил разработать систему мер,
направленных на повышение финансовой грамотности и информированности населения в
области банковской деятельности и банковских услуг. Весной 2008 года в России
стартовала Общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан
России». Важной ее составляющей является обращение внимания в системе образования
на повышение финансовой грамотности молодого поколения граждан России. Среди
положительных эффектов повышения финансовой грамотности следует отметить
следующие ожидаемые результаты: развитие малого бизнеса; увеличение индекса
экономического развития граждан; повышение успешности общества в финансовом
плане; преодоление существующих ограничительных стереотипов и страхов в области
Под финансовой грамотностью будет пониматься комплексное направление,
имеющее разные аспекты, вырабатывающие общее понимание, как те или иные процессы
с финансами повлияют на жизнь. Финансовая грамотность включает совокупность знаний
о финансовых рынках (особенностях их функционирования и регулирования),
финансовых инструментах, продуктах и услугах, планировании бюджета и накопления
средств на значимые цели (траты и сбережения), правовых основах регулирования
экономических отношений, роли денег в общественной жизни, информацию о банковских
услугах, особенностях и рисках, которые стоит учитывать при заключении договора на
Предполагается использование финансовой информации для принятия
адекватных и эффективных действий, способствующих экономической безопасности и
благосостоянию человека или группы. В современном мире финансово грамотным
считается человек, который может правильно распорядится не только личным или
семейным бюджетом, а который может грамотно вложить деньги и получать
дополнительную прибыль в виде дивидендов, правильно оценивать ситуацию на рынке и
делать разумный выбор. Для этого необходимо умение использовать финансовые знания с
полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя
ответственность за принимаемые решения. Финансовая грамотность затрагивает большой
круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального
финансового учета до планирования личных финансов в долгосрочной жизненной
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и
проведения Конкурса лучших учебно-методических разработок учителей по
преподаванию основ финансовой грамотности в 2015-2016 учебном году (далее –
Конкурс) и оценки поданных на Конкурс материалов.
1.2. Конкурс проводится в рамках предметов основного общего и среднего
общего образования, изучаемых в средней школе (истории, математики, русской
литературы, обществознания, информатики).
1.3. Конкурс проводится ЗАО «Издательский дом «Учительская газета» при
поддержке Проекта Министерства Финансов Российской Федерации «Содействие
повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового
образования в Российской Федерации».
1.4. Требования к материалам, представленным на Конкурс, а также критерии
оценивания учебно-методических разработок основываются на нормативно-правовой базе
современного развития системы образования в РФ, базируются на установленных
компетенциях педагогических работников.
1.5. Положение о Конкурсе и Положение о критериях оценки конкурсных работ
разработаны как организационно-методическое обеспечение, соответствующее
действующему законодательству, с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
- Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)» (утвержден приказом Минтруда России от 18.10.2013 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (5-9 классы) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г.
1.6. Основными принципами Конкурса являются: финансовая грамотность,
педагогическая целесообразность, открытость информации, творчество и оригинальность,
технологичность и эффективность, мотивационная направленность, ответственность и
1.7. Информация о Конкурсе и его результатах размещается в печатном издании
«Учительская газета» (свидетельство о регистрации СМИ № 1061) (далее – «Учительская
газета») и на сайте сетевого издания «Учительская газета» (зарегистрировано
Роскомнадзором 06.07.2012 г. Эл. № ФС 77-50440) www.ug.ru (далее – сайт «Учительской
2. Миссия, цели и задачи Конкурса
2.1. Миссией Конкурса является повышение финансовой культуры молодого
поколения граждан России через систему образования.
2.2. Конкурс проводится с целью продвижения идей развития финансовой
грамотности в системе образования, повышения знаний о социально-экономической сфере
жизни современного общества у педагогов и обучающихся 8-11 классов, повышения
мотивации к получению финансовых знаний.
- содействовать профессиональному развитию учителей в области финансовой
- способствовать разработке учебно-методических материалов по финансовой
культуре в интересной и доступной форме
- распространять в педагогическом сообществе лучшую практику преподавания,
обеспечивающую высокую эффективность деятельности учителя в области финансовой
- получить объективную обратную связь на основе апробации разработанных
- разработать четкие критерии и показатели оценки учебно-методических
материалов по финансовой грамотности;
- привлечь педагогов к участию в Конкурсе через широкое информирование и
открытость установленных правил.
3. Номинации и участники Конкурса
3.1. Участниками Конкурса могут быть учителя истории, математики, русской
литературы, обществознания и информатики, независимо от стажа работы, которые
проводят уроки для учеников 8-11 классов.
3.2. Определяются пять предметных номинаций для участников Конкурса:
3.2.1. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой
грамотности для учеников старших классов (8 - 11) на уроках истории.
3.2.2. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой
грамотности для учеников старших классов (8 - 11) на уроках математики.
3.2.3. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой
грамотности для учеников старших классов (8 - 11) на уроках русской литературы.
3.2.4. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой
грамотности для учеников старших классов (8 - 11) на уроках обществознания.
3.2.5. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой
грамотности для учеников старших классов (8 - 11) на уроках информатики.
4. Перечень документов, необходимых для участия в Конкурсе (требования к
4.1. Для участия в Конкурсе необходимо подать заявку с общими сведениями по
установленной форме (Приложение 1.1. к настоящему Положению)
4.2. Учебно-методическая разработка представляется в форме файла в формате
DOCX (объемом от 10 до 15 страниц, 12 кегль, шрифт Times New Roman), включая
описание плана урока(ов), сценарии дополнительных занятий и структуру модульных
4.3. Сопровождающая электронная презентация представляется в форме файла в
формате PowerPoint (объемом не более 10 слайдов).
4.4. Обязательным сопровождением учебно-методической разработки должны быть
аннотация – не менее 4-х предложений (содержит тематику разработки, используемые
методы и приемы, результативность проведения занятий, а также обосновывает связь
учебно-методических материалов с финансовой грамотностью), перечень ключевых
понятий (не менее 3-х терминов).
4.5. Отзыв школы о проведении апробации учебно-методической разработки
объемом не менее 2-х страниц А4 присылается в формате PDF (сканированный вид) с
подписью руководителя образовательной организации или ее структурного подразделения
(форма дается в Приложении 2 к настоящему Положению).
4.6. Отчет учителя о проведении занятий с использованием учебно-методической
разработки в свободной форме с самоанализом, рефлексией и самооценкой проведенного
занятия(ий) по учебно-методическим материалам.
4.7. Согласие учителя – участника Конкурса на обработку персональных данных
(Приложение 1.5 к настоящему Положению).
представляемым заявкам)
5. Условия, механизм и порядок участия в Конкурсе
5.1. Конкурсные материалы представляются до 17 января 2016 года в электронном
виде на цифровых носителях по адресу электронной почты ug@ug.ru с пометкой
«Финансовая грамотность» (фамилия, номинация – школьный предмет).
5.2. К участию допускаются заявки с наличием отчета (присылается в
сканированном виде) о проведении занятий с использованием учебно-методической
разработки в свободной форме с приложением отзыва школы, в которой проводились
занятия об апробации разработанных материалов (формат дан в Приложении 1.2. к
5.3. Разработанные учебно-методические материалы должны затрагивать темы,
связанные с формированием финансовой грамотности (примерный список возможных
тематических направлений дан в Приложении 2 к настоящему Положению). Данный
список не ограничивает участников Конкурса при убедительном обосновании связи своих
материалов с определенными целями и задачами.
5.4. Информация о проведении Конкурса и критериях оценки учебно-методических
разработок помещается в открытом доступе и заранее известна всем участникам.
5.5. Участником Конкурса может стать любой желающий педагог, проводящий
занятия в 8-11 классах по определенным в номинациях учебным курсам.
5.6. Не подлежат рассмотрению материалы, подготовленные с нарушением
основных требований к их предоставлению.
5.7. Материалы, представляемые на Конкурс, не возвращаются.
5.8. Эксперты (члены жюри) оценивают учебно-методические материалы в
соответствии с Положением о критериях оценки конкурсных работ (Приложение 3 к
6. Порядок организации экспертизы конкурсантов и процедуры отбора лучших
6.1. Разрабатывается Положение о критериях оценки конкурсных работ,
включающее экспертные листы оценивания и показатели (Приложение 3 к настоящему
6.2. Формируется Конкурсная комиссия, которая утверждает критерии оценки
представляемых работ, утверждает форматы документов и аннотированного списка
лучших работ, а также итоговый аннотированный список 30 лучших работ. Численность и
состав экспертной группы определяется организаторами Конкурса.
6.3. Определяется группа экспертов для отбора лучших разработок из специалистов
в области финансовой грамотности, содержания и методики преподавания в
установленных в номинациях учебных дисциплинах. Группа экспертов должна иметь
опыт работы в системе образования, связь с системой повышения квалификации
педагогов, знания о государственных требованиях в области содержания образования и
методики преподавания, знания в области финансовой грамотности. Численность и состав
экспертной группы определяется организаторами Конкурса.
6.4. Определяется 30 лучших учебно-методических разработок (по 6 лучших работ в
пяти установленных номинациях)¸ прошедших документально подтвержденную
апробацию в школах Российской Федерации.
работ
7. Проведение церемонии награждения победителей
7.1. Все участники Конкурса получат Сертификаты об участии в Конкурсе.
7.2. Победители Конкурса получают дипломы, ценные призы и приглашение на
церемонию награждения. Учебно-методические разработки победителей будут
7.3. Место проведения церемонии награждения победителей - г. Москва.
7.4. По итогам Конкурса будет подготовлен сборник 30 лучших конкурсных работ
(учебно-методических разработок).
8. Перечень мероприятий по информированию участников Конкурса о
поддержке его проведения Проектом «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в Российской
8.1. Информирование участников конкурса о поддержке его проведения Проектом
Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» проводится
посредством следующих мероприятий:
1. Информационная кампания по вовлечению к участию в Конкурсе учителей со
всей страны. Информационная кампания проводится с использованием СМИ
федерального уровня педагогической направленности, включая в себя печатные и сетевые
2. Организационная кампания по вовлечению к участию в Конкурсе учителей со
всей страны. Организационная кампания проводится с использованием площадок
педагогических конференций, совещаний и форумов, Всероссийского конкурса «Учитель
3. Презентационная кампания о результатах Конкурса. Презентационная кампания
проводится в период подготовки и проведения торжественной церемонии награждения
8.2. Информирование о результатах Конкурса проводится в открытом режиме через
помещение информации на сайте «Учительской газеты», размещение информации в
«Учительской газете», выступления на педагогических конференциях, совещаниях и
форумах, через региональные клубы «Учитель года России».
Федерации»