Всероссийский конкурс лучших учебно-методических разработок учителей по преподаванию основ финансовой грамотности

ПОЛОЖЕНИЕ

о Конкурсе лучших учебно-методических разработок учителей по

преподаванию основ финансовой грамотности

Вводная часть

Актуальность проведения Конкурса опирается на начавшиеся в России в конце

80-х годов ХХ века преобразования в политической и экономической жизни, которые

показали необходимость не только роста экономической активности граждан, но и

повышения уровня их финансовой грамотности. Возникновение финансовых пирамид и

общая настороженность населения по отношению к рынку ценных бумаг обращают

внимание на опасность экономической неграмотности людей. Знание ключевых

финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку

грамотно управлять своими денежными средствами - вести учет доходов и расходов,

избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения,

ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами,

приобретать их на основе осознанного выбора, использовать накопительные и страховые

инструменты. Это влияет не только на деятельность отдельного человека и касается

конкретно его жизни, но и воздействует на процессы в экономике на уровне производства,

В конце 2006 года Президент РФ дал Правительству РФ, Центральному банку и

Ассоциации российских банков ряд поручений, призванных способствовать развитию

национальной банковской системы. А также поручил разработать систему мер,

направленных на повышение финансовой грамотности и информированности населения в

области банковской деятельности и банковских услуг. Весной 2008 года в России

стартовала Общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан

России». Важной ее составляющей является обращение внимания в системе образования

на повышение финансовой грамотности молодого поколения граждан России. Среди

положительных эффектов повышения финансовой грамотности следует отметить

следующие ожидаемые результаты: развитие малого бизнеса; увеличение индекса

экономического развития граждан; повышение успешности общества в финансовом

плане; преодоление существующих ограничительных стереотипов и страхов в области

Под финансовой грамотностью будет пониматься комплексное направление,

имеющее разные аспекты, вырабатывающие общее понимание, как те или иные процессы

с финансами повлияют на жизнь. Финансовая грамотность включает совокупность знаний

о финансовых рынках (особенностях их функционирования и регулирования),

финансовых инструментах, продуктах и услугах, планировании бюджета и накопления

средств на значимые цели (траты и сбережения), правовых основах регулирования

экономических отношений, роли денег в общественной жизни, информацию о банковских

услугах, особенностях и рисках, которые стоит учитывать при заключении договора на

Предполагается использование финансовой информации для принятия

адекватных и эффективных действий, способствующих экономической безопасности и

благосостоянию человека или группы. В современном мире финансово грамотным

считается человек, который может правильно распорядится не только личным или

семейным бюджетом, а который может грамотно вложить деньги и получать

дополнительную прибыль в виде дивидендов, правильно оценивать ситуацию на рынке и

делать разумный выбор. Для этого необходимо умение использовать финансовые знания с

полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя

ответственность за принимаемые решения. Финансовая грамотность затрагивает большой

круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального

финансового учета до планирования личных финансов в долгосрочной жизненной

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и

проведения Конкурса лучших учебно-методических разработок учителей по

преподаванию основ финансовой грамотности в 2015-2016 учебном году (далее –

Конкурс) и оценки поданных на Конкурс материалов.

1.2. Конкурс проводится в рамках предметов основного общего и среднего

общего образования, изучаемых в средней школе (истории, математики, русской

литературы, обществознания, информатики).

1.3. Конкурс проводится ЗАО «Издательский дом «Учительская газета» при

поддержке Проекта Министерства Финансов Российской Федерации «Содействие

повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового

образования в Российской Федерации».

1.4. Требования к материалам, представленным на Конкурс, а также критерии

оценивания учебно-методических разработок основываются на нормативно-правовой базе

современного развития системы образования в РФ, базируются на установленных

компетенциях педагогических работников.

1.5. Положение о Конкурсе и Положение о критериях оценки конкурсных работ

разработаны как организационно-методическое обеспечение, соответствующее

действующему законодательству, с учетом требований:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

- Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере

дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

(воспитатель, учитель)» (утвержден приказом Минтруда России от 18.10.2013 г.

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования (5-9 классы) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г.

1.6. Основными принципами Конкурса являются: финансовая грамотность,

педагогическая целесообразность, открытость информации, творчество и оригинальность,

технологичность и эффективность, мотивационная направленность, ответственность и

1.7. Информация о Конкурсе и его результатах размещается в печатном издании

«Учительская газета» (свидетельство о регистрации СМИ № 1061) (далее – «Учительская

газета») и на сайте сетевого издания «Учительская газета» (зарегистрировано

Роскомнадзором 06.07.2012 г. Эл. № ФС 77-50440) www.ug.ru (далее – сайт «Учительской

2. Миссия, цели и задачи Конкурса

2.1. Миссией Конкурса является повышение финансовой культуры молодого

поколения граждан России через систему образования.

2.2. Конкурс проводится с целью продвижения идей развития финансовой

грамотности в системе образования, повышения знаний о социально-экономической сфере

жизни современного общества у педагогов и обучающихся 8-11 классов, повышения

мотивации к получению финансовых знаний.

- содействовать профессиональному развитию учителей в области финансовой

- способствовать разработке учебно-методических материалов по финансовой

культуре в интересной и доступной форме

- распространять в педагогическом сообществе лучшую практику преподавания,

обеспечивающую высокую эффективность деятельности учителя в области финансовой

- получить объективную обратную связь на основе апробации разработанных

- разработать четкие критерии и показатели оценки учебно-методических

материалов по финансовой грамотности;

- привлечь педагогов к участию в Конкурсе через широкое информирование и

открытость установленных правил.

3. Номинации и участники Конкурса

3.1. Участниками Конкурса могут быть учителя истории, математики, русской

литературы, обществознания и информатики, независимо от стажа работы, которые

проводят уроки для учеников 8-11 классов.

3.2. Определяются пять предметных номинаций для участников Конкурса:

3.2.1. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой

грамотности для учеников старших классов (8 - 11) на уроках истории.

3.2.2. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой

грамотности для учеников старших классов (8 - 11) на уроках математики.

3.2.3. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой

грамотности для учеников старших классов (8 - 11) на уроках русской литературы.

3.2.4. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой

грамотности для учеников старших классов (8 - 11) на уроках обществознания.

3.2.5. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой

грамотности для учеников старших классов (8 - 11) на уроках информатики.

4. Перечень документов, необходимых для участия в Конкурсе (требования к

4.1. Для участия в Конкурсе необходимо подать заявку с общими сведениями по

установленной форме (Приложение 1.1. к настоящему Положению)

4.2. Учебно-методическая разработка представляется в форме файла в формате

DOCX (объемом от 10 до 15 страниц, 12 кегль, шрифт Times New Roman), включая

описание плана урока(ов), сценарии дополнительных занятий и структуру модульных

4.3. Сопровождающая электронная презентация представляется в форме файла в

формате PowerPoint (объемом не более 10 слайдов).

4.4. Обязательным сопровождением учебно-методической разработки должны быть

аннотация – не менее 4-х предложений (содержит тематику разработки, используемые

методы и приемы, результативность проведения занятий, а также обосновывает связь

учебно-методических материалов с финансовой грамотностью), перечень ключевых

понятий (не менее 3-х терминов).

4.5. Отзыв школы о проведении апробации учебно-методической разработки

объемом не менее 2-х страниц А4 присылается в формате PDF (сканированный вид) с

подписью руководителя образовательной организации или ее структурного подразделения

(форма дается в Приложении 2 к настоящему Положению).

4.6. Отчет учителя о проведении занятий с использованием учебно-методической

разработки в свободной форме с самоанализом, рефлексией и самооценкой проведенного

занятия(ий) по учебно-методическим материалам.

4.7. Согласие учителя – участника Конкурса на обработку персональных данных

(Приложение 1.5 к настоящему Положению).

представляемым заявкам)

5. Условия, механизм и порядок участия в Конкурсе

5.1. Конкурсные материалы представляются до 17 января 2016 года в электронном

виде на цифровых носителях по адресу электронной почты ug@ug.ru с пометкой

«Финансовая грамотность» (фамилия, номинация – школьный предмет).

5.2. К участию допускаются заявки с наличием отчета (присылается в

сканированном виде) о проведении занятий с использованием учебно-методической

разработки в свободной форме с приложением отзыва школы, в которой проводились

занятия об апробации разработанных материалов (формат дан в Приложении 1.2. к

5.3. Разработанные учебно-методические материалы должны затрагивать темы,

связанные с формированием финансовой грамотности (примерный список возможных

тематических направлений дан в Приложении 2 к настоящему Положению). Данный

список не ограничивает участников Конкурса при убедительном обосновании связи своих

материалов с определенными целями и задачами.

5.4. Информация о проведении Конкурса и критериях оценки учебно-методических

разработок помещается в открытом доступе и заранее известна всем участникам.

5.5. Участником Конкурса может стать любой желающий педагог, проводящий

занятия в 8-11 классах по определенным в номинациях учебным курсам.

5.6. Не подлежат рассмотрению материалы, подготовленные с нарушением

основных требований к их предоставлению.

5.7. Материалы, представляемые на Конкурс, не возвращаются.

5.8. Эксперты (члены жюри) оценивают учебно-методические материалы в

соответствии с Положением о критериях оценки конкурсных работ (Приложение 3 к

6. Порядок организации экспертизы конкурсантов и процедуры отбора лучших

6.1. Разрабатывается Положение о критериях оценки конкурсных работ,

включающее экспертные листы оценивания и показатели (Приложение 3 к настоящему

6.2. Формируется Конкурсная комиссия, которая утверждает критерии оценки

представляемых работ, утверждает форматы документов и аннотированного списка

лучших работ, а также итоговый аннотированный список 30 лучших работ. Численность и

состав экспертной группы определяется организаторами Конкурса.

6.3. Определяется группа экспертов для отбора лучших разработок из специалистов

в области финансовой грамотности, содержания и методики преподавания в

установленных в номинациях учебных дисциплинах. Группа экспертов должна иметь

опыт работы в системе образования, связь с системой повышения квалификации

педагогов, знания о государственных требованиях в области содержания образования и

методики преподавания, знания в области финансовой грамотности. Численность и состав

экспертной группы определяется организаторами Конкурса.

6.4. Определяется 30 лучших учебно-методических разработок (по 6 лучших работ в

пяти установленных номинациях)¸ прошедших документально подтвержденную

апробацию в школах Российской Федерации.

работ

7. Проведение церемонии награждения победителей

7.1. Все участники Конкурса получат Сертификаты об участии в Конкурсе.

7.2. Победители Конкурса получают дипломы, ценные призы и приглашение на

церемонию награждения. Учебно-методические разработки победителей будут

7.3. Место проведения церемонии награждения победителей - г. Москва.

7.4. По итогам Конкурса будет подготовлен сборник 30 лучших конкурсных работ

(учебно-методических разработок).

8. Перечень мероприятий по информированию участников Конкурса о

поддержке его проведения Проектом «Содействие повышению уровня финансовой

грамотности населения и развитию финансового образования в Российской

8.1. Информирование участников конкурса о поддержке его проведения Проектом

Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности

населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» проводится

посредством следующих мероприятий:

1. Информационная кампания по вовлечению к участию в Конкурсе учителей со

всей страны. Информационная кампания проводится с использованием СМИ

федерального уровня педагогической направленности, включая в себя печатные и сетевые

2. Организационная кампания по вовлечению к участию в Конкурсе учителей со

всей страны. Организационная кампания проводится с использованием площадок

педагогических конференций, совещаний и форумов, Всероссийского конкурса «Учитель

3. Презентационная кампания о результатах Конкурса. Презентационная кампания

проводится в период подготовки и проведения торжественной церемонии награждения

8.2. Информирование о результатах Конкурса проводится в открытом режиме через

помещение информации на сайте «Учительской газеты», размещение информации в

«Учительской газете», выступления на педагогических конференциях, совещаниях и

форумах, через региональные клубы «Учитель года России».

Федерации»