Мероприятия, посвященные международному дню родного языка

Мероприятия, посвященные международному дню родного языка




Для каждого человека родной язык – это язык колыбельных песен матери, язык, на котором передаются из поколения в поколение знания и народная мудрость. 

В школе  прошли мероприятия посвященные международному дню родного языка

 Классный час "Упрар тăван чĕлхемĕре" проведен в 8 классе, где речь шла о сегодняшнем отношении    к родному языку. Не секрет, что сегодня в сельской местности стали говорить на русском языке. В детских садах, в школе, дома - везде русская речь. Книги на чувашском языке не читают. Идет обрусение населения. Что будет в дальнейшем с нашим языком? Во чтобы то ни стало, нам надо сохранить свой родной чувашский язык.

Открытый урок «Асамлă чĕлхе вăрттăнлăхĕ» проведен в 7 классе. Основная цель урока - повышение престижа владения родным чувашским языком.

 Участие акции «Я говорю на родном языке». Чтение наизусть стихов чувашских поэтов. Всего в акции принимали участие 6 обучающихся. Это обучающиеся 3 класса Салдакеев Игорь, Цветков Матвей, Тепеева Екатерина,  Миловидов Алексей, обучающийся 6 класса (Стихван Шавли « Вĕҫкĕн Ваҫҫа»), Никольская Ульяна , обучающаяся 9 класса (Митта Ваҫлейĕ «Çĕршывăм, ҫĕршывăм, мĕн кирлĕ сана»), Тепеева Мария, обучающаяся 10 класса ( Яков Ухсай «Юратрăм эп , хирсем,  сире)».

Игра-викторина «Родной язык-язык отца и матери».

        Каждый народ имеет свой язык, в каждом есть особые слова, называющие важные для его жизни вещи. Родной язык- язык предков-передается от родителей, в нем звучит связь поколений. Для многих россиян родные два языка. Один государственный- русский, он объединяет всех нас, помогает понять друг друга, учиться и строить будущее страны. Другой-язык малой родины, язык дедов, помогающий хранить и приумножить опыт и историю народа. Все начинается с малого: с семьи, со своего рода, с любимого села, родного края…

            Насколько хорошо мы знаем свой край, свою Родину, свой язык в 5 классе провели игру-викторину «Родной язык- язык отца и матери». Пятиклассники разделились на две команды: команда мальчиков «Чĕкеҫсем» и команда девочек «Çеҫпĕлсем». Были разные игровые задания на знание родного языка, отвечали на вопросы, связанные с историей своего родного края, со знаменитыми людьми, были вопросы на знание государственных символов Чувашии, отгадали загадки. Наиболее количество баллов набрала команда девочек А в конце мероприятия пели чувашскую песню «Илемлĕ, илемлĕ»…

                                     Илемлĕ, илемлĕ

                                     Илемлĕ чăваш чĕлхи

                                     Илемлĕ чăваш чĕлхи те 

                                     Калаҫма пĕлсен кăна…

Обучающиеся 7-8 классов написали сочинение «Мĕн-ши вăл тăван чĕлхе».

В своих работах ребята выразили свое отношение к родному языку. И почти все пришли к одному и тому же выводу: родной язык-это язык наших прадедов, дедушек и бабушек, родителей. Будет стыдно, если не знать свой родной язык. Далее пишут, что мало уроков родного языка и литературы. А ведь Иван Яковлевич Яковлев так старался, чтобы у нас, у чуваш, был свой собственный язык.

Вĕрентекенĕ - Михалкина Ирина Геннадьевна